Реклама в
ИнтернетВсе
Кулички
Эпизоды истории французских гусар
1. Венгры и немцы
Первые гусарские формирования появились во Франции по приказу Людовика XIV в 1692 году. В их состав вошли беженцы из Венгрии, покинувшие родную страну в результате неудачного востания против австрийской оккупации. И до конца 18 века французские гусары набирались в основном из иностранцев. Так, 1-й полк назывался «Берченский» по имени его основателя, венгерского дворянина Ладислова Берчены, который прибыл во Францию в 1730 году и привел с собой 300 ветеранов — гусар.
К 1789 году, к началу Французской Революции, 6 гусарских полков составляли элиту легкой кавалерии. Но служили в них уже не венгры, а главным образом немцы, рекрутированные из Эльзаса, Лоранна и Рейнской области. Команды в 1-м полку отдавались по-немецки, и только после 1793 года — частично по-французски, т.к. новые рекруты уже набирались из французов. Кстати, знаменитый Наполеоновский маршал Мишель Ней начал свою военную карьеру рекрутом, а затем сержантом 1-го Гусарского полка.
2. «Интернационал»
До 1799 практически все сержанты и капралы старейших и наиболее боеспособных полков были эльзасцы. 1-й и 2-й полки продолжали называться «Берченским» и «Шамборанским», как в королевские времена. Полки, сформированные в 1794-1807 годах считались «французcкими». Гусары этих полков предпочитали экзотические революционные названия: «Гусары смерти», «Гусары свободы» - вместо прозаических номеров.
В поздний период Империи опять усилился приток иностранцев за счет завоеванных стран. В 1810 году, по приказу Наполеона, 11-й полк был укомплектован гусарами Датской армии; в 1811 - 9-й (бис) полк, частями Испанской армии; в 1813 году — 13-й и 14-й, частями Итальянской армии.
Между представителями различных национальностей имела место постоянная вражда, переходившая, по выражению командующего кавалерией в 1796 году генерала Карла Килмана (ирландца) в «частную гражданскую войну», достигавшую наивысшего пика между крупными кампаниями. Дуэли, кончавшиеся смертью обоих участников, были нередким явлением.
3. Усы и косички
Несмотря на то, что гусары составляли меньшую часть французской легкой кавалерии (до 14 полков в лучший период по сравнению с 24 полками конных егерей), они постоянно были на виду у обшественности: «В каждой стране любимы женами и ненавидимы мужьями». Большинство гусар старались оправдать эту репутацию. И, несомнено, их экипировка этому способствовала.
К традиционному венгерско-гусарскому облачению, как бы специально предназначенному для того, чтобы разбивать женские сердца, добавились французские атрибуты: по косичке перед каждым ухом и неимоверные висячие усы. К косичкам (cadenettes) подвешивались кусочки свинца, чтобы они висели вертикально согласно моде. Ветераны использовали вместо свинца золотые монеты — заодно и запас на черный день.
Молодые рекруты, подражая ветеранам, носили косички, сделанные из конского волоса, и мазали сапожной ваксой под носом до тех пор, пока не могли вырастить натуральную растительность. Большинство гусарских полков прекратили заплетать косички в последний период Империи, но усы цвели всегда.
4. Воины
Лучшая похвала солдату — это похвала противника.
Британский историк и солдат Уилльям Нопьер писал о серебрянно-серых гусарах 3-го полка, которые противостояли ему в Испании: «Полковник Феррье никогда не избегал стычек с нами и в самые критические моменты всегда доказывал, как много может быть сделано даже в самых крутых горах небольшой группой хорошей кавалерии».
Французские гусары умели воевать. Между 1792-м и 1801-м годами 1-й Гусарский полк участвовал в 37 больших сражениях, 168 мелких и 1040 стычках, захватив в плен 26300 вражеских солдат, 40 знамен и 303 пушек В тот же период полк был переформирован 6 раз, укомплектовываясь людьми из разрозненных добровольных подразделений.
Гусары участвовали в большинстве Наполеоновских компаний, но нигде они не понесли такие потери, как в России. Так по воспоминаниям генерала Марселина Марбо, 11-й Гусарский Полк вышел из России в количестве 10 офицеров, 79 рядовых гусар и без лошадей — это из 1133 человек в начале компании.
5. Командиры
Гусарский генерал-полковник Андош Жюно в 1792 году был мирным студентом-юристом в Дижоне. Но вдруг он вступает добровольцем в армию, и уже через год ему представилась возможность продемонстрировать лично Наполеону свое бесстрашие, преданность и замечательный почерк. Затем последовали быстрое продвижение по службе и успех в обшестве. Наполеон доверял Жюно полностью и даже оставлял его губернатором Парижа в свое отсутствие.
Прозванный «Буревестником» за свою храбрость на поле боя, Жюно был непревзайденным командиром соединений легкой кавалерии. Однако, когда надо было координировать действия более крупных формирований кавалерии, пехоты и артилерии, Жюно не мог похвастаться особыми успехами. Так, командуя экспедиционным корпусам в Португалии он упустил явную возможность захватить в плен генерала Веллингтона в 1807 году.
Нельзя не вспомнить Антуана-Шарля Лассаля, легендарного гусарского генерала, воспетого Конан Дойлем в «Подвигах Бригадира Жерара» (ксати, прототипом самого Жерара послужил не гусар, а драгун, генерал Амиэль, «лучший кавалерист Европы», но это уже другая история). Лассаль был живым идолом для всей французской легкой кавалерии. В 1806-м году после Йены, с 900 гусарами, вооруженными саблями и писталетами, он заставил сдаться крепость Щецин с 200-и орудиями и гарнизоном из 5000 человек. Всегда в долгах (однажды сам Наполеон заплатил долги любимого гусара) и интригах с женшинами, среди которых была жена маршала Бертье, на которой он впоследствии женился, став на время образцовым супругом. Человек он был открытый и дружелюбный. По воспоминаниям генерала Марбо, в нем было слишком много сердца, слишком много храбрости и слишком мало мозгов для управления большими массами кавалерии. Он не берег себя, лично участвовал даже в мелких столкновениях с противником и был убит в последние часы битвы под Ваграмом в ничего не решающей стычке.
6. «Бизнесмены»
После изматывающих переходов и кровавых стычек, наконец наступает время короткого отдыха, когда можно подлечить раны, завести молниеносный роман с местной красоткой или распорядиться трофеями. После «Битвы у Пирамид» в Египте капитан Девернуа со своими гусарами 7-го (бис) Полка захватили 897 верблюдов. Маршал Даву назначил специальную комиссию для оценки верблюдов, а затем купил их приблизительно по 250 франков за голову для нужд Армии. Девернуа получил 12%, его лейтенант — 6%, каждый рядовой, участвовавший в «деле» — 1%.
7. Слово предоставляется Императору
По выражению генерала Марселина Марбо: «Император без сомнения считал своих гусар и конных егерей — лучшей легкой кавалерией в Европе».
Трудно представить, что кто-то может поспорить с мнением одного из величайших полководцев в Истории.
Литература:
Автор статьи — Караван Верблюдов, 1998 Оформление — Янус Невстpуев, 1999
- John R. Elting «Napoleon's Grander Armee»
- R.Humble & R.Scollins «The Solder»
Истоpический музей:
[Индекс] [Новости] [Кто такие гусаpы?] [Мундиpы] [Галерея славы] [Гусары в войнах] [Гусары в искусстве] [Ссылки] [Контакты]
Реклама в Интернет